Программа курсов дентальной имплантации ЦГМА УДП РФ

Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение
дополнительного профессионального обучения
"Центральная государственная медицинская академия"
Управления делами Президента Российской Федерации
Кафедра стоматологии

ТЕМАТИЧЕСКОЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ:

«ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ С ЧАСТИЧНЫМ И ПОЛНЫМ ОТСУТСТВИЕМ ЗУБОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДЕНТАЛЬНЫХ ИМПЛАНТАНТОВ»
(36 ЧАСОВ)


Рабочая программа составлена на основе государственных стандартов последипломной подготовки по специальностям:

040401.04 – «Стоматология ортопедическая»,

060106.51 – «Стоматология хирургическая»


Категории обучаемых: программа направлена на повышение квалификации врачей-стоматологов-ортопедов, врачей-стоматологов-хирургов
Пояснительная записка

Программа тематического усовершенствования рассчитана на дипломированных, врачей стоматологов-хирургов, врачей стоматологов-ортопедов желающих освоить планирование и лечение пациентов с частичной вторичной и полной адентией, алгоритмы дентальной имплантации, особенности ортопедического лечения в изготовлении ортопедических конструкций.

Курс рассчитан на группу (5-8 человек) учащихся, имеющих начальные навыки хирургических манипуляций, опыт изготовления основных видов и осваивающих новые технологии зубных протезов и не исключает самостоятельную индивидуальную подготовку.

Теоретическая часть занятий

Посвящена краткой истории развития дентальной имплантации, материалы, используемые при имплантации: металлы, аутогенные костные трансплантаты, синтетические кальций-фосфатные керамики, комбинированные пластические материалы. Конструктивные особенности современных имплантатов. Биомеханика имплантатов. Общие и местные показания и противопоказания к дентальной имплантации.

Планирование этапов реабилитации пациентов при полной и частичной адентии. Сбор анамнеза, осмотр, дополнительные исследования: диагностические модели, анализ результатов конусно-лучевой компьютерной томографии, лабораторные анализы крови. Составление плана лечения на основе данных полученных в результате обследования. Санация полости рта с привлечением врачей смежных специальностей (терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология) и определения типа ортопедической конструкции.

Этапы операции дентальной имплантации. Общие осложнения во время операции. Местные осложнения во время операции. Перфорация или отлом кортикальной стенки кости. Вскрытие альвеолы соседнего зуба. Перфорация верхнечелюстной пазухи, дна полости носа. Проталкивание имплантата в верхнечелюстную пазуху. Перфорация канала нижней челюсти и повреждение нижнего альвеолярного нерва. Ранние и отдаленные воспалительные осложнения и их лечение.

Рассматриваются современные аспекты ортопедического лечения пациентов с дефектами зубных рядов с использованием современных компьютерных технологий изготовления керамических протезов. Детально разбирается компьютерная технология производства керамических протезов, наиболее частые ошибки, возникающие в процессе изготовления этих конструкций. Получение и совмещение оптических моделей с данными компьютерной томографии. Позиционирование имплантатов с учетом особенностей будущей конструкции и индивидуальных анатомических особенностей пациента. Выбор системы, количества, размеров и позиционирования будущих имплантатов, выбор правильной оси, основываясь на постановку будущей конструкции. Выбор типа шаблона исходя из ситуации в полости рта, подбор направляющих втулок в зависимости от выбора, планируемого количества имплантатов.

Практическая часть направлена на выработку и закрепление основных умений.

Хирургическая часть курса.

Проведение операции дентальной импалантации при дефектах зубных рядов. Принципы и требования к выбору инструментов для проведения операции имплантации с использованием хирургического шаблона в разных клинических ситуациях. Выбор хирургического набора и дизайна инструментов с учетом анатомо-топографических особенностей пациента, изготовленного шаблона, направляющих, преимущество работы с хирургическим шаблоном. Этапы работы:

Симуляционный класс - отработка мануальных навыков на симуляторе;

Лечебный кабинет (операционная) -
отработка мануальных навыков в полости рта пациента.

Ортопедическая часть курса.

Практическая часть занятий предусматривает сканирование гипсовых моделей с использованием интраорального сканера, постановка отсутствующих зубов из воска и сканирование модели для переноса в цифровой вид, изготовления протезов с применением рентгеноконтрастных материалов. Моделирование хирургического шаблона. Выбор материала и способа изготовления хирургического шаблона, вклеивание и позиционирования направляющих втулок с учетом высоты положения каждого имплантата в кости. Выбор материала и способа выполнение временных конструкций для последующей постановки в день операции.

Работа в зуботехнической лаборатории: этапы производства каркасов керамических протезов, индивидуализации керамических протезов с помощью керамических масс и глазурных красителей, самостоятельное моделирование различных видов керамических протезов под контролем преподавателя.

Полученные навыки и знания позволяют приобрести новые профессиональные компетенции, значительно повысить профессиональный уровень учащихся.

Цель: Освоение теоретических основ и практических навыков обучаемыми по лечению пациентов с частичном и полным отсутствием зубов с использованием дентальных имплантатов.

Задачи:

Повысить теоретический уровень знаний в разделе: лечение пациентов с использованием дентальной имплантации.

Повысить теоретический уровень знаний о возможностях применения современных CAD-CAM систем в клинике ортопедической стоматологии.

Отработать алгоритм установки дентальных имплантатов на фантомной модели и последовательность манипуляций в полости рта пациента.

Дать представление об основных системах компьютерного моделирования и изготовления конструкций зубных протезов.
1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид работы
Всего часов
Аудиторные занятия
18
Теоретическое обучение
12
Лабораторно-практическое обучение
6
Форма итогового контроля
Зачет
2. Содержание разделов дисциплин
Разделы дисциплины
Лекции
Практика
Планирование этапов реабилитации пациентов при полной и частичной адентии. История развития дентальной имплантации, материалы, используемые при имплантации: металлы. Конструктивные особенности современных имплантатов. Биомеханика имплантатов. Общие и местные показания и противопоказания к дентальной имплантации. Этапы операции дентальной имплантации.
6
Местные осложнения во время операции дентальной имплантации. Перфорация или отлом кортикальной стенки кости. Вскрытие альвеолы соседнего зуба. Перфорация верхнечелюстной пазухи, дна полости носа. Проталкивание имплантата в верхнечелюстную пазуху. Перфорация канала нижней челюсти и повреждение нижнего альвеолярного нерва. Особенности ведения пациентов с нарушением костного ремоделирования.
6
Базовая информация о технологиях виртуального моделирования. Эволюция CAD-CAM систем, преимущества и ограничения использования. Конструкционные материалы, применяемые для CAD/CAM – технологий, особенности применения, показания к выбору. Этапы изготовления ортопедических конструкций по CAD/CAM технологии.
6
Этапы проведения операции дентальной имплантации на фантомной челюсти.
6
Выбор материала и способ изготовление временных ортопедических конструкций с последующей постановкой в день операции. Демонстрация и самостоятельное моделирование каркасов постоянных керамических коронок, мостовидных конструкций, базисов в симуляционном классе.
6
Операция дентальной имплантации и припасовывание временных конструкций в лечебном кабинете.
6
Итого:
18
18
2.1.Уровень компетентности:

Обладать целостным представлением о специальности «стоматология хирургическая» и основах дентальной имплантации у пациентов с частичным и полным отсутствием зубов.

Обладать целостным представлением о специальности «стоматология ортопедическая»

и основах применения компьютерных (CAD-CAM) технологий в ортопедической стоматологии

2.2. Коммуникативность:

Уметь грамотно и на современном уровне использовать полученные знания и представления по специальностям: «стоматология ортопедическая», «стоматология хирургическая» при общении с коллегами и пациентами.

3. Перечень знаний и умений, осваиваемых в процессе изучения дисциплины:

Знать:

- принципы планирования стоматологической помощи пациентам с частичной и полной адентией;

-метаболизм Витамина Д в организме

- влияние эндокринопатий на состояние минерального обмена и костного ремоделирования;

- принцип расчета дефекта костных тканей

- методы проведения проводниковой анестезии;

- способы проведения разрезов в зависимости от рельефа тканей;

- особенности послеоперационного периода в хирургической стоматологии;

- виды шовного материала и швы, используемые в хирургической стоматологии;

- системы имплантатов, применяемые в хирургической стоматологии;

- алгоритм проведения операции дентальной имплантации в различных клинических ситуациях

- принципы определения уровня повреждения альвеолярного нерва, перфорации верхнечелюстной пазухи, дна полости носа, проталкивания имплантата в верхнечелюстную пазуху, отлома кортикальной стенки кости, вскрытия альвеолы соседнего зуба;

- основы изготовления протезов: несъемных керамических, полных съемных с замковым креплением, покрывного альвеолярного

- иметь представление об организации изготовления зубных протезов с помощью компьютерных технологий;

- иметь представление о биомеханике протезов (несъемных; съемных), имплантатов;

Уметь:

- собрать анамнез, провести осмотр;

- правильно интерпретировать диагностические модели, результаты конусно-лучевой компьютерной томографии, лабораторные анализы крови;

- составлять плана лечения на основе данных полученных в результате обследования;

- устанавливать дентальные имплантаты в различных клинических ситуациях;

- совмещать оптические модели с данными компьютерной томографии; -

- позиционировать имплантаты с учетом особенностей будущей конструкции и индивидуальных анатомических особенностей пациента;

- моделировать несъемные и съемные ортопедические конструкции (каркасы, полноанатомические коронки, мостовидные конструкции, базисы) с применением компьютерной программы;

- выполнять хирургический шаблон;

- изготавливать и припасовывать несъемные, съемные ортопедические конструкции.

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Для изучения данной дисциплины курсантам предоставляется учебно-методическая литература, слайды, наглядные пособия (модели).

5. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Учебная зуботехническая лаборатория, симуляционный класс, фантомные модели челюстей для установки имплантатов и препарирования зубов, имплантаты, готовые образцы зубных протезов, оборудование, хирургический и ортопедический инструментарий, учебная литература, компьютерное мультимедийное оборудование, визуализированные лекции.

6. Оценка знаний и умений.

Теоретический раздел дисциплины преследует цель обучить, сделать акценты на его значении для практической деятельности и носит ознакомительный характер. Практические навыки и умения курсантов оцениваются в соответствии с критериями, предъявляемыми к конкретной ортопедической конструкции в зависимости от клинической ситуации.

7. Особенности проведения тематического курса.

Тематический курс рассчитан на группу (до 5-8 человек), состоящую из врачей-стоматологов-ортопедов и врачей-стоматологов-хирургов, осваивающих новые методы лечения пациентов с частичной и полной адентией, а так же современные технологии изготовления ортопедических конструкций. Возможно, проведение курса индивидуально. Группы формируются на основании предварительного анкетирования в соответствии с исходным уровнем знаний и умений обучаемых.